В.К. Шабельников. Гео-биосферная детерминация социальных процессов и конфликтов

Усиление личной ответственности и индивидуальной активности возможны только в разрушаемом, “тающем” социуме, отдающем субъектные функции индивидам. В дестабилизированном обществе человек может реализовывать свою субъектность в социальном творчестве, воображая себя независимым от общества. В “жестком” обществе, связанном плотными отношениями между людьми, стремление к личной независимости приводит совсем к другим результатам. Здесь возможно только выключение личности из общественной деятельности, без приобретения функций активного творца. Такие формы личного “освобождения” можно видеть в технике йоги по достижению “нирваны” — методичного выключения человека из активной жизни, свертывание психической активности личности при сохранении жизни тела . Другой формой такого выхода личности из “жесткой” системы является бродячая жизнь дервишей, получающих право на рефлексию путем выключения из общины.

Стремление европейских и американских политиков перенести схемы демократического устройства на почву азиатских стран зачастую не учитывают глубокого отличия в формах сознания и в политических установках полиэтничных и моноэтничных народов.

Изменение жизни под давлением демократических образцов и преобразований угрожает сломом и старым социальным структурам, и ряду внутриличностных структур в психике индивидов. А это порождает не только сопротивление, но и активную агрессию. В условиях давления демократических образцов Запада на страны Востока и Юга нарастает угроза их ментального противостояния. Это не только становится препятствием распространению демократии, но и угрожает в XXI веке ростом войн и мировых конфликтов.

Возросшая в конце ХХ столетия военная агрессивность исламского общества является защитной реакцией самоорганизации региона перед угрозой «размывания» его традиционных культур. Прошедшая через кризис Ренессанса и Реставрации «жидкая» форма европейско-христианского сообщества является, при всей мягкости ее границ, агрессивной средой, своеобразной «информационной кислотой» социо-планетарного процесса. Проникновение этой «кислотной» культуры в твердые структуры исламских стран часто происходит без войн и политического шума. Но опасность размывания структур традиционной власти ощущается этими структурами достаточно болезненно, что и заставляет их время от времени реагировать запоздалыми военными акциями.

Доктор психологических  наук, профессор Шабельников В.К.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7
Поделиться материалом

Добавить комментарий