Таблица 2. Мотивационные предпочтения сотрудников
№ |
Мотивационные предпочтения |
До мониторинга |
После мониторинга |
1. |
Денежный заработок |
4,29 |
3,715 |
2. |
Стремление к продвижению по работе |
2,4 |
2,785 |
3. |
Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег |
4,05 |
3,355 |
4. |
Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей |
3,35 |
3,38. |
5. |
Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других |
2,86 |
2,935 |
6. |
Удовлетворение от самого процесса и результата работы |
1, 83 |
3,95 |
7. |
Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности |
1, 34 |
3,29 |
Здесь можно обратить внимание на следующие показатели: мотивационные предпочтения сотрудников в денежном заработке снизились на 0, 575, а в стремлении избежать критики со стороны руководителя и коллег на 0, 695. Так же по полученным данным стремление к продвижению по работе увеличилось на 0,385, удовлетворение от самого процесса и результата работы тоже увеличилось и составило 2,12. Что может говорить о смещении акцентов сотрудников и изменении отношений внутри коллектива, когда ситуация стала более располагающей к открытым отношениям и желание работать в компании оценивается не только материальным стимулированием, а дополнительными нематериальными мотивами (самореализация в деятельности, стремление в продвижении по работе, социальный престиж). Наглядно среднестатистические данные представлены в на рисунке 1.
Рис. 1. Распределение мотивационных предпочтений сотрудников по годам.
1- Денежный заработок
2- Стремление к продвижению по работе
3- Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег
4- Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей
5- Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других
6- Удовлетворение от самого процесса и результата работы
7- Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности
Далее были определены соотношения видов мотивации сотрудников, которые показали, что внутренняя мотивация сотрудников возросла в 2,4 раза, внешняя положительная осталась примерно на том же уровне и внешняя отрицательная снизилась на 0,44 (см. табл. 3).
Таблица 3. Мотивационный комплекс профессиональной деятельности сотрудников
Виды мотивации |
До мониторинга |
После мониторинга |
внутренняя мотивация (ВМ) |
1,585 |
3,62 |
внешней положительной (ВПМ) |
3,18 |
3,14 |
внешней отрицательной (ВОМ) |
3,7 |
3,26 |
При анализе мотивационного среднестатистического значения можно сказать о том, что наихудшим мотивационным комплексом по методике К. Замфир является тип ВОМ>ВПМ>ВМ и именно такая ситуация преобладала среди сотрудников компании на момент проведения первичного опроса. Через год при внедрении ряда экспериментальных методик можно отследить изменения, произошедшие в мотивации сотрудников: внутренняя мотивация на выполнения своих профессиональных обязанностей возросла на 2,03 пункта, ВПМ и ВОМ снизились, при анализе данных видны несомненные улучшения ситуации внутри коллектива.
Проведенный повторный анализ мнения сотрудников с помощью анонимного анкетирования, показал изменение в отношении к коллективу, компании и руководству в целом.
Таблица 4. ценка профессиональной деятельности компании (%)
До мониторинга |
После мониторинга |
|
Изменение профессионального уровня обслуживания клиентов в компании за последний год |
55 |
75 |
Самое сложное решение проблем компании по мнению сотрудников это: |
|
|
1. условия работы |
18 |
12 |
2. не выдерживается ассортимент продукции |
0 |
20 |
3. поставки не постоянны от основных производителей/ проблемы со снабжением |
22 |
13 |
4. качество товара основных поставщиков |
0 |
18 |
5. транспорт |
0 |
10 |
6. отношения между сотрудниками |
14 |
6 |
7. взаимодействие с отделом снабжения и региональными менеджерами |
17 |
4 |
8. мотивация сотрудников |
6 |
2 |
9. управление подразделениями |
19 |
9 |
10. обмен информацией |
4 |
6 |
Стиль общения, преобладающий в компании: |
|
|
1. взаимоотношения деловые, ровные |
45 |
70 |
2. имеется ярко выраженная группа лиц, ведущая себя обособлено |
35 |
5 |
3. имеются отдельные работники, обладающие отрицательными личностными качествами |
15 |
10 |
4. дружески деловые |
0 |
10 |
Мнение сотрудников о мешающих факторах в работе: |
|
|
1. низкая мотивация |
37 |
22 |
2. отсутствие похвалы со стороны начальства |
25 |
30 |
3. отношения в коллективе |
38 |
14 |
4. преувеличенные требования |
0 |
24 |
5. режим поступления товара |
0 |
9 |
Оценка профессионального уровня коллег по структурному подразделению |
|
|
1. высокий |
14 |
37 |
2. достаточный для успешной работы |
39 |
34 |
3. отдельные сотрудники нуждаются в повышении своего профессионального уровня |
47 |
29 |
По представленным в таблице данным наглядно видны изменения в акцентах сотрудников, где по итогам первичного опроса сотрудники обращали внимание в основном на взаимоотношения, на решение вопросов взаимодействия структурных подразделений, управлению подразделениями, мотивацию.
При повторном опросе мнение сотрудников изменилось и основной акцент перенесен на непосредственную профессиональную деятельность: качество товара, транспорт. При этом интересным является то, что при достаточно быстром изменении коллективных отношений, ценностные изменения в постановке целей и понимание своих профессиональных, карьерных возможностей для сотрудников остаются не известными, что выражается в затруднении с ответом у 27% сотрудников.
Так же стоит обратить внимание, что в результате проводимого мониторинга акцент на межличностные отношения в коллективе отошел с первого на третье место и особое значение приобрели проблемы профессионального плана: режим поступления товара, выстраивание отношений с руководством компании.
Выводы.
В результате проведенного анализа нами было выявлено, что произошли изменения в мотивационных предпочтениях сотрудников, в мотивационных комплексах профессиональной деятельности, в оценке профессиональной деятельности.
Проведя исследование эффективности работы, анализируя мотивационные предпочтения сотрудников компании, выявив приоритеты жизненных ценностей и основные потребности, удовлетворяемые ими в процессе профессиональной деятельности, мы пришли к выводу, что для эффективного выполнения профессиональной деятельности необходимо мотивировать сотрудников. Использование формирующего эксперимента методом матричного анализа, который проводился периодически, и, на котором акцентируется работа в компании, приводит к улучшению рабочей атмосферы внутри компании.
Таким образом, для развития межличностных отношений в корпоративной культуре компании необходимо их развивать и акцентировать внимание сотрудников на их профессиональном развитии. Данные мероприятия возможны с помощью выработки критериев, являющихся стандартами корпоративной культуры и периодической оценки по данным критериям сотрудников. Формирования положительного отношения в коллективе возможно при постоянном мотивировании сотрудников, т.к. мероприятия с подобной установкой приносят положительные эффекты и дают результаты, снижающие количество увольняемого персонала, увеличивают производительность и улучшают коллективный климат компании.
Потребность в развитии межличностных отношений во внутрикорпоративной культуре была вызвана большим количеством не разрешаемых проблем компании. При этом акцент внимания руководителей структурных подразделений и вышестоящего руководства сводился к решению производственных задач, не учитывающих нужды и интересы сотрудников.
Мероприятия, связанные с проведенной внутрикорпоративной работой, анализом мотивационных предпочтений сотрудников, привили к повышению заинтересованности коллектива, выявлению развитию межличностных отношений по критериям корпоративной культуры, а так же понизили уровень и выраженность грубой оценки руководящего состава в отношении своих подчиненных.
В корпоративной культуре компании межличностные отношения приобретают большую прозрачность, благодаря периодической оценке у сотрудников возникает общее представление о положении коллег в пространстве корпоративной культуры. Общее представление о своем положении и положении коллег в пространстве корпоративной культуры позволяет сотрудникам определить свое профессиональное место в коллективе, что оказывает влияние на уровень личностной мотивации.
Проведение периодического матричного анализа в рамках коллектива способствует организации эффективной профессиональной деятельности и увеличивает заинтересованность сотрудников в выполняемой работе.