Александр Гиршон. Тело как послание

Я опишу один из процессов применения этой психотехнологии. Основой будет служить мой трехчасовой воркшоп на Integral Dance Forum (Украина, 2007; www.idf2007.girshon.ru).

В данном случае процесс состоял из следующих этапов:
1. Настройка на Внутреннего Свидетеля.
2. Определение симптома, фокуса работы.
3. Фокусированное Аутентичное Движение
4. Запись «послания», определение ключевой фразы.
5. Танец в присутствии партнера, озвучивающего послание.
6. Самостоятельный танец с проговариванием послания.
7. Обсуждение и дополнительные техники интеграции.

1. Большая часть этого процесса – это Аутентичное Движение с внутренним свидетелем. Поэтому я начинаю с настройки на Внутреннего Свидетеля.

Настройка:
Возьмем какую-нибудь часть тела – например, руку. Расслабьте ее, закройте глаза, почувствуйте ее объем, границы, внутреннее пространство руки. Какая-то часть может чувствоваться лучше, какая-то ощущается более размыто. Наблюдаем импульсы, затем движения, которые случаются. Это не вы движетесь, а руку что-то движет. Ваше внимание в руке. Вы являетесь в некотором смысле тем, кого движет. У кого-то это микродвижения, поиск темы, случайные импульсы. У кого-то уже появляется тема – может быть очень по-разному.
И сейчас вы позволяете процессу продолжаться, открывая глаза и становясь наблюдателем. Наблюдатель оказывает влияние на процесс, но важно, чтобы вы не потеряли контакта с тем, что вас движет. В какой-то момент можно закрыть глаза, но оставить такую же интенсивность наблюдения, только уже за ощущениями. Информация теперь поступает через проприорецепцию. Может быть, тот мотив или та тема, которая появлялась в руке, станет более ясной. Что это за переживание в руке, что за тема, что за движение, что за символ?
Постепенно находите выход из этого маленького процесса. Когда вы завершили, поделитесь опытом с партнером рядом с вами. Что было легко, что заметили?

2. На следующем этапе вы останетесь с тем же партнером и расскажете, что за симптом вы хотите исследовать, с какой частью тела хотите поработать. Важно описать симптом достаточно подробно: Как именно он проявляется? В каких условиях и обстоятельствах? Какие люди, чувства, образы связаны с ним?

3. Когда договорите, то следующий шаг – вы берете несколько листов бумаги и ручку. Находите себе место в зале.

10-15 минут фокусированное Аутентичное Движение. Позволяйте той части тела, где вы ощущаете симптом, вести вас в пространстве. Эти 10-15 минут вы существуете индивидуально. Вы сами и Свидетель, и Движущийся. Вы сами заботитесь о своей безопасности.

4. Не выходя полностью из процесса, откройте глаза и немного отойдите от этого переживания, ровно настолько, чтобы вы могли делать что-то еще. Возьмите лист бумаги. Сейчас вы будете писать послание от имени той части тела, с которой вы работали. Показателем честности, аутентичности, как и в движении, будет удивление от того, что получается. Слова, образы, чувства. Надо придать этому форму письма. Хорошо, если получится состояние потока, как и в движении. Рука движется, смысл движется. У вас 7-8 минут, чтобы письмо обрело форму. Важно сохранить ощущение, что это не вы пишите, а процесс движет вами. Вы только записываете.

И когда вы закончите, то представьте, что у вас нет возможности отправить все письмо, а только SMS или телеграмму, самую суть. Это должно быть утверждение или призыв, желательно в позитивной форме. Очень часто это может быть призывом к действию. И на другом листе крупно и разборчиво запишите это послание. Когда вы завершили, подойдите к своему партнеру и поделитесь, чтобы партнер понял, к чему относится ваше послание.

На этом этапе может понадобиться поддержка ведущего. Не всегда это послание можно сформулировать в позитивной форме. Иногда оно уточняется по ходу процесса. Важно стимулировать творческий подход, как необходимую часть терапевтического процесса в ТДТ.

5. Один из партнеров идет дальше в процесс движения, но теперь в процессе есть музыка – эта фраза, которую произносит другой член пары. Разными голосами, разной интонацией и громкостью он(а) озвучиваете эту фразу. А партнер слушает, что работает, что откликается. Мы соединяем два потока – движения и слово. 10 минут в каждую сторону.

Подумайте: к каким ситуациям, каким областям жизни, каким отношениям может относиться это послание? Поговорите об этом с партнером.

6. Теперь вы сами себе говорите это послание, разными интонациями, разной силой и громкостью. Заметьте, если сложно начать говорить. Можете начать про себя, можете шепотом. Но важно, чтобы энергия голоса тоже работала. Длительность – 7-10 минут.

7. Обсуждение. На этом этапе мы делимся своими открытиями, наблюдениями. Вот примеры из одного такого обсуждения.

И.: У меня сейчас обострение болезни. После процесса стало легче дышать.
А.: Работала со спиной. Быстро толстею от лопаток до талии. Импульсов сначала не было. Послание такое: «Меня нет». Это про границы, про умение уходить от ситуаций, которых не хочу. Мне сложно отказывать (например, если просят поработать в выходные). Теперь могу просто сказать: «Меня нет».
В.: Болит голеностопный сустав. У меня специфическое отношение к другим частям тела, а к стопам чисто функциональное. Оказалось, что им нужно было внимание.
Г.: Работала с ногами. У меня травма голеностопа. В процессе боли нет. Она в голове. Послание: Сказать боли «нет», а жизни «да».

Важно обеспечить несколько кругов или уровней интеграции. Это может быть не только проговор, групповое или индивидуальное обсуждение, но и рисунок, пение и/или танец (перформанс). В данном воркшопе, например, я также использовал упражнение «Энергетические каракули» (Energy scrible) с семинара Josef Helbling и Ruth Weyermann (Швейцария) по процессуальной работе.

Время, указанное в описании этого процесса, соответствует 3 часовой сессии в достаточно большой группе. В принципе это работа может быть развернута до целого дня или сокращена (в рамках индивидуальной сессии) до 1 часа.

В данной статье мне хотелось не только поделиться конкретной психотехнологией, но показать некоторые принципы построения процессов в ИТДТ. Мне кажется важной постоянная творческая активность в практике ИТДТ, и те новые возможности, которые открываются в диалоге различных направлений психологии и психотерапии. И метафора «Танца» хорошо описывает требуемые качества этого диалога: открытость, внимательность, поддержку друг друга и готовность идти в неизвестное.

Использованная литература:

1. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-двигательная терапия. М., 2005.
2. Козлов В. Истоки осознания: теория и практика интегративных психотехнологий. Минск: МАПН, 1995.
3. Минделл А. Сила безмолвия. М.: АСТ, 2003
4. Уилбер К. Интегральная психология М.: АСТ, 2004
5. Halprin A. Moving Towards Life, Hanover, NH: Wesleyan University Press, 1995.
6. Halprin D. The Expressive Body in Life, Art and Therapy, London and Philadelphia: Jessica Kingsley, 2003.
7. Shoop T. Won’t you join the dance? New York, 1974.
8. Wilber K. and oth. Introduction to Integral Life Practice, Colorado, 2006

www.girshon.ru

Pages: 1 2
Поделиться материалом

Добавить комментарий