Александр Гиршон. Тело как послание

В интегративной танцевально-двигательной терапии (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2006) мы говорим, что танец в его терапевтической модальности может быть ресурсом, вызовом или посланием.

Танец будет ресурсом, когда он становится источником позитивного состояния и энергии для изменений или поддержки. Это один из самых заметных и понятных многими людям терапевтических эффектов занятий танцем. Труди Шуп, пионер ТДТ, писала: «Я уверена, что каждый, кто имеет опыт в мире танца, знает, как много удовольствия тело может дать и дает нам…» (Shoop, 1974). Танец может привести нас в более ресурсное, позитивное состояние или положить начало изменению состояния, которое не устраивает человека. Изменение — сама природа танца.

Танец может быть вызовом, т.е. возможностью попробовать что-то новое, непривычное. Танец — один из самых безопасных и разрешенных в нашей культуре способов побыть Другим, выйти за пределы привычных ролей. Для людей, которые приходят на занятия ИТДТ, иногда сам танец, особенно в присутствии других людей, само позволение себе проявляться честно, ярко и в движении является серьезным вызовом. Иногда таким вызовом будет проявление какого-то конкретного чувства или качества. Отвечая на этот вызов в безопасном терапевтическом пространстве, человек получает поддержку в том, чтобы творчески и разнообразно отвечать на вызовы жизни.

И, также, танец может быть посланием, когда через него мы узнаем ту информацию, которая важна для более целостной и здоровой жизни. Мы можем прислушаться к голосу тела и движения и найти в них новое видение и понимание себя, своих паттернов поведения и реагирования, своих стратегий взаимодействия. Мы можем услышать те импульсы и желания, которых до этого не замечали, и включить их в свой танец жизни.

Но как именно услышать этот голос тела? Как понять это послание? Как сделать смысл этого послания частью своей жизни?

Существует много различных подходов к работе с симптомами и зонами тела. Процесс (или психотехнология) «Тело как послание» появился из неудовлетворенности распространенными схемами психосоматики, которые связывают определенные зоны тела с психологическими проблемами. Например, «если болят руки, подумайте, что с вашими контактами, а если — ноги, то подумайте о направлении в жизни». Как бы не были изощрены эти схемы, в них уникальное всегда приносится в жертву типическому. Кроме того, практически на любом тренинге меня спрашивают: «У меня больше напряжения (боли и т.д.) в ногах (животе, голове и т.п.), что это значит?» Естественно, что мы стараемся разобраться, что именно это значит для этого конкретного человека, его уникальной личной истории. Но мне было интересно использовать энергию этого вопрошания как стимул к танцу.

Иногда на тренингах поднимаются общие телесные темы. Например, в Казани на тренинге «Жить танцуя» в группе возникла тема про ноги. Я предложил пройти этот процесс. Люди наглядно увидели, что одна и та же телесная тема несет разный смысл для разных людей, различное послание.

Интересно, что групповая форма работы в этой технологии обладает особой силой, по нескольким причинам. С одной стороны, чисто технологически на некоторых этапах, группа создает творческое и провоцирующее пространство. С другой — мы можем разделить этот опыт, что позволяет идти глубже.

Это технология, состоящая из нескольких этапов. Основная идея появилась из процессуальной работы Арнольда Минделла: «Сам симптом несет в себе энергию исцеления» (Минделл, 2003). Во многих направлениях психотерапии утверждается, что у человека есть все необходимые ресурсы, важно только ими мудро распорядиться, и позволить раскрыться естественному процессу исцеления.

Три других источника этого процесса:

  • Фокусированное Аутентичное Движение. Один из форматов и методов работы в интегративной танцевально-двигательной терапии (Козлов, Гиршон, Веремеенко, 2006), когда мы сознательно ограничиваем область движения какой-либо частью тела. Предполагается, что для работы внутри этой психотехнологии желательно практическое знакомство с методом Аутентичного Движения.
  • Элементы работы с травматическими переживаниями в подходе Анны и Дарии Халприн.
    Анна Халприн – американская танцовщица и хореограф, расширившая сферу танца для решения социальных задач и работавшая с реабилитацией раковых больных. В ее работе и экспрессивной телесноориентированной терапии Дарии Халприн активно используются рисунок (автопортреты) и вербализация (Halprin A.,1995, Halprin D., 2003).
  • Интегральный подход в работе с Тенью, разработанный в Интегральном Институте Кена Уилбера (Wilber K. and oth., 2006). Его основа – в смене позиции, лица (в том числе грамматического), от имени которого мы общаемся с тем, что вызывает негативные переживания.
    Эта технология прорабатывалась на Лаборатории профессионального развития ТДТ (Москва, ведущие: А. Гиршон и А. Гарафеева). Она интересна для работы с симптомами, как хроническими, т.е. теми, которые проявляются время от времени, так и теми, что появилось недавно. Зоной работы может быть часть тела или некий процесс в теле.

Возможными показаниями к применению этой технологии является появление общей телесной темы в группе, или повторение телесной темы у индивидуального клиента. Другие показания: излишняя соматизация, соматические жалобы. Противопоказания: общие, как и для Аутентичного Движения — риск психотического срыва, незрелость защит, сильная травма и т.д.

Грамотно выстроенная интегративная психотехнология (Козлов, 1995) должна удовлетворять следующим требованиям:
— Простроенность (внутренняя логика),
— Масштабируемость,
— Мультимодальность,
— Интегрируемость.

Простроенность означает как следование логике теоретической модели (теории личности, например), так и методическую грамотность процесса. Масштабируемость – это возможность приспособить данную технологию к требуемым временным рамкам (индивидуальной сессии или тренинга). Хорошая психотехнология может проводиться как в течение часа, так и в течение целого дня тренинга.

Мультимодальность – это использование различных «языков сознания» (ощущения, чувства, образы и т.д.) или комбинирование различных методов внутри технологии. Например, практически в любой сессии ИТДТ мы используем вербализацию и движение. Это два разных языка. Мы можем добавить рисунок или поэтическое описание, они тоже будут другими языками описания.

Интегрируемость психотехнологии мы понимаем также многомерно: в первую очередь, это возможность использовать полученный в процессе опыт в своей жизни, ясное видение и применение полученных знаний в конкретных жизненных ситуациях. Но также это и определенное состояние – состояние меньшей конфликтности и большей целостности сознания.

Pages: 1 2
Поделиться материалом
Оставить комментарий