М. Кузубова. Истории о Чиновнике

Функционер — очень емкое слово. Занимая официальную должность, ты становишься человеком функции. Вырваться за диктуемые ею пределы невозможно без губительного скандала. Функция подавляет тебя. В угоду функции твои представления незаметно искажаются. И ты уже не принадлежишь себе.

С. Довлатов

Чиновники чиновники. Ну, что сказать о вас, родимые?  А может сначала не о вас, а о том, что родило целый класс людей, чьей профессией, вне зависимости от того, где они работают  является управление.

Чиновники — порождение государства, и стоять они должны на страже государственных интересов. Обычные люди думаю о функциях чиновников примерно следующим образом: «Благоустройство города, соцзащита, больницы, поликлиники привести в порядок, транспорт чтобы ладом ходил. Снег чтобы убирали – а то у нас всегда это стихийное бедствие. Пляжи обустроить – скоро лето. Работы-то – край непочатый, а работы чиновников и не видно».

Ищет, находит проблемы и решает их. Заботится в первую очередь не о себе, а о делах государственных, стремится помочь людям, чем может.

Довольно часто респонденты говорят о необходимости лучше организовать работу чиновников. И здесь – так же, как и в предыдущем вопросе, – многие подчеркивают, что чиновники должны разговаривать с людьми, объяснять, как будет решаться их проблема.

Организовать свою работу так, чтобы не было очередей.
Чтобы пришел в рабочее время – и попал к нему. Вопросы решать быстро.
Идеальный чиновник умеет ориентироваться в море законов и выбирать нужный для выполнения просьбы людей. Довести эти законы понятно до людей, должен отвечать на любой вопрос людей, которые к нему приходят.
Должен быть для людей легко доступен, чтобы до него можно было добраться»   Ну и хорошо, бы приэтом они обладалибы  приличными личными качествами, или хотя бы определенным уровенем профессионализма:» Ответственный за принятые им решения.
Несет полную ответственность за свои действия.
Умеет выслушать, понять и быстро предпринять нужные действия, а не заниматься отписками.
Но чаще всего респонденты, конечно, говорят о честности и законопослушании как непременном качестве «идеального» чиновника.
Идеальный чиновник не берет взяток, честно выполняет свои прямые обязанности, думает не только о собственном интересе, но и о государственном.
Не брать взяток, не лоббировать интересы взяткодателя.
Идеальный чиновник – это кристальный человек, который не поддается разным соблазнам (взятки и нарушения). Они твердо стоят на позициях закона, Конституции России. Он не боится компроматов, т.к. безупречен, честен и стоит выше этого
Честный, порядочный, не очень толстый».

Должны бы… но в начале были этносы  —  родовое группы,  где  самым важным была семья, род, где правят женские, сохраняющие и дарящие тепло, энергии, где человек наделен правами и обязанностями по факту своего происхождения.  Для поддержания бесперебойного функционирования этноса существуют  ритуалы, традиции, к которым человека приобщают,  начиная с рождения.   Традиции, передаваемые из  поколения в поколение,  включенные в простой быт, заключались не в скучной морали или законах, а в каждодневных  действиях. Для таких  систем они настолько неотделимы от жизни, что и есть сама жизнь. Для утверждения в этносе для человека не требуется ни особого уровня психических способностей, ни образования, ни творческих усилий. Родовые, материнские отношения согревают человека изначальной поддержкой, как своего, как члена семьи. Эта теплота и отсутствие требований к профессиональным и иным способностям делают этносы привлекательными, создающими видимость защищенности от напряжений современной реальности.  Основной, и соответственно, самой важной и главной функцией человека рода является  поддержание его, рода, благоденствия. И тогда род защищает, если  это не так –изгоняет – и в родовых системах, изгнание является синонимом смерти – иногда физической, если род обитает в тяжелых климатических  условиях, но чаще это чревато потерей смысла и ориентира в жизни. В роду смысл жизни состоит в служении роду, и упрочивается  через ритуалы. Именно род является огромной целостной личностью, ведающей путь, знающей куда и зачем идти, а отдельный человек в таких системах безвозмездный и виртуозный пользователь, оказывающийся вне рода, как без операционной системы.  И еще, в роду нет функции и роли «Чиновник»  Есть старейшины, судьи, шаманы, просто члены рода, но  «Чиновника» , являющегося прослойкой между властью и людьми нет. Слишком много «наворотов», для структуры, где все родственники.  

Все можно решить по родственному, а сложные случаи разрешаются  еще проще, «кто ближе к телу» , то есть к старейшине, просто по факту рождения, тот и прав.  Еще пару столетий назад необходимым условием сохранения рода были моноэтничность  и не привлекательные для жизни территории. Сейчас, когда люди научились перерабатывать то, что больше в природе никто не перерабатывает – нефть, например – карта привлекательности территорий для жизни весьма изменилась. К чему это я?   Да, просто исторически сложилось так, что  родовые группы распадались быстрее на территориях с перенаселением, а это территории, где комфортнее жить. Согласитесь, сложно уговорить сразу несколько сот или тысяч людей перебраться жить в тундру – можно не выжить (видимо потому, там и слыхом не слыхивали про войны, ну разве, что вооружались против белых медведей) . А стремление жить хорошо рождало и рождает приток населения  в привлекательные регионы, и как следствие, роды распадаются либо за счет  полиэтнических браков, либо за счет возникающих войн и междуусобиц. Но, «человек, существо социальное» написано во всех  учебниках психологии, социологии, и других «логий» . Видимо это так, когда на смену роду на полиэтнических территориях приходит Государтсво. Государственные системы культивируют противоположные по смыслу ценности. В религиях, вместо образов Богини-Матери и культов природы, возникают образы богов, напоминающие царей и военноначальников, культивируются аскетизм, героизм воинов, отрицаются родовые культы.  Родовому культу женщины и ценностям семейной жизни противопоставляются мужество и верность долгу. Образы природных стихий предстают в виде дьявольских искушений.  На смену традициям приходит  идеология, которая, по сути выполняет ту же функцию – привносит смысл   в жизнь. Но если традиции активизируют и обращаются в основном к чувствам людей – совести, вине, радости, то идеология взывает к нашей с Вами осознанности и логичности. Путь человека  в этносе  — это поддержание семьи, как базовой ценности, путь человека в государстве – это путь одиночки, поддерживающего собственное ЭГО. Государственные системы формировались как военные в своей основе, где человек должен подчиняться не законам своего рода, а новым формам отношений между людьми.

Pages: 1 2
Поделиться материалом
Оставить комментарий