Дни с 26 июля по 1 августа — уже стали прошлым. Но о них хочется вспомнить и написать.
Маршрут Духовных странствий-2009 был таков:
День 1. Заезд и знакомство
День 2. Групповая динамика
День 3. Буддизм
День 4. Христианство
День 5. Правая Тантра (Дакшиначарья)
День 6. Микс техник левой Тантры (Вамачарья), шаманских путешествий, завершающая практика углехождения
День 7. Завершение, отъезд
Тело — суть молекула, и душа в нее влита до предел,
но у духа путь иной, чем у тела…
Духовные странствия — это некий отрезок вашего личного времени, в который вы вписываете новые страницы своей биографии, заново открываете свое «я», прозреваете и видите воочию свою дорогу, путь духа. Соприкосновение с личным, глубинным содержанием себя и есть духовное странствие.
Знания о духовных традициях — картография местности — описание места обитания вашей внутренней сути, того места, откуда выживете, реализуете планы, мечтаете, дышите. Практики — это только инструменты для соприкосновения с собой. А сами вы — вне учений, вне практик, сами вы — и есть и учение и практика, и дух и тело и путь. И все-таки именно конкретные учения и именно конкретные практики дают пережить по-особому свое существование.
В первый день состоялось знакомство. Постепенно час за часом, день за днем с участников ДС спадали социальные маски, обнаруживая под собой естество, со своими чувствами, откровениями и осознаниями. Опыт различных дыхательных практик первых дней, практики одиночной випассаны после заката не прошел даром, а сработал подобно снятию шелухи с луковицы. Даже душу надо разминать перед путешествиями. Писать о духовных странствиях хочется от себя — ведь процесс духовного развития глубоко личный, поэтому опишу свои странствия.
Первый тематический день был посвящен буддизму, сказывается личное предпочтение автора и ведущего тренинга — профессора Козлова В.В. Как раз сейчас он пишет книгу по буддизму. Сначала была красивая лекция по буддизму (так то — неохватному, тем более в течение 3-часов), но все же. Затем все разошлись по горам на индивидуальные практики медитации на камень страдания, медитация на смерть, практику осознанного движения, випассаны в разных вариациях и размышления над своим жизненным коаном.
Гора с востока от лагеря, где мы стояли, стала первой в моих путешествиях. Первую медитацию на камень страдания я делала на южном, почему-то пустом склоне. Медитируя на камень страдания в какой-то момент я ясно увидела, что вот уже 30 минут я гляжу на череп. Видимо, испугавшись этого открытия, галлюцинация флуктуировала — Йорик превратился в голову моего домашнего кота. Чувствуя себя Алисой, говорящей с Чеширским котом, я задавала волнующие меня вопросы камню-коту и получала ответы на все. Когда вопросы закончились — настало время идти дальше, к месту следующей практики — Анапанасатья йога или наблюдения на потоком входящего и выходящего через нос воздуха. В эти первые дни сознание, как щенок отвлекалось на все и вся, приходилось возвращать себя к практике.
Медитация на смерть прошла удачно, если так можно сказать. Все живо так представлялось, разотождествление с телом произошло. В кокетливой позе нога на ногу, в которой мне представилось мое умирание, было дерзкое заигрывание со смертностью, игра с ней.
Осознанное движение на этот раз выполнить удалось в полном объеме, настолько завораживающим был сам процесс. Тело — космос, вселенная, в которой действуют удивительно тонкие и красивые механизмы. После медитации на смерть было радостно вновь ощутить тело, причем так явственно, почувствовать, как близкого друга, который всегда рядом. Далее динамическая Анапанасатья йога выполнялась уже легче, мысли не мешали, будто вовсе забыли дорогу в мой мозг.
Размышление над коаном принесло плоды. Стало ясно — что происходит и что делать. Удивительно как бы со стороны не вовлечено рассматривать свои жизненные задачи. Это как чужая шахматная партия, в которой ты — сторонний наблюдатель видишь десятки комбинаций, когда сами игроки мечутся в 1-2 решениях.
Не ожидала, какие крупные и вкусные плоды духовных странствий принесут мне христианские практики, а вернее то, что я с ними сделала… С утра была медитация на воду, где должна была прийти своя христианская молитва. И молитва пришла — «Господи, милостью твоей я в сердце жизни». Далее была лекция по христианству и после обеда одиночные практики, на которые все ушли до 2 часов ночи, взяв с собой кусок хлеба и воду. Несколько человек, ушедшие на с виду «легкую» гору без деревьев оказались в гуще травы, в целом болоте травы, шиповника, крапивы и лопухов. Гора манила, отступать не хотелось и гору одолели. Только спускаться по ночи с нее было просто невозможно. В том числе и поэтому несколько человек пришли в лагерь только утром. Я заблудилась с утра, возвращаясь с этой горы, пришлось выбираться из другого ущелья на трассу, а потом возвращаться к лагерю. Какой-то зверь кричал на меня, разворачивая мой путь к лагерю, но я его не сильно слушала, в результате чего пришла в лагерь в начале десятого, к завтраку. И это был божественный завтрак!
Вот несколько уроков из христианских практик. Перво-наперво, действительно стоит избрать путь, отличный от пути других людей. В этом уже много пользы — ни проторенной дороги тебе, ни указателей. А только твой неповторимый опыт. Во-вторых, нужно следовать за собственным желанием с азартом картежника. Тогда не ты тащишь себя к цели, а сама цель ведет тебя к себе, маяча вершиной горы. Следующее открытие также чисто практического характера — безопасно там, где ты есть. И если ты уже куда-то забрался (в место, ситуацию, отношения), расслабься, тут нечего боятся, ибо ты уже здесь. И вообще- то, бояться в жизни нечего, пока у тебя есть страх. И еще, после этой небольшой аскезы я прочувствовала, что энергия и еда, которую ешь, напрямую не связаны. Весь день я пробегала, не взирая на ночь без сна накануне, и легла только в 3 утра после ночных посиделок с бубнами.
День правой Тантры прошел под знаком 5 верхних чакр. В лекции Владимиром Васильевичем обозначилась эксклюзивность и закрытость самого течения и практик. Поняла, как давно не думала об устройстве мира и после медитации на мандалу совершенства пошла к реке создавать свою мандалу, отражающую структуру мира и мое место в ней. Как оказалось, концепция мироустройства и моего места во вселенной у меня все же есть. Все было изложено и прорисовано. Мимо меня прошли несколько человек, но создание своего мира было столь увлекательным, что я не заметила, кто это был. После создания и описания мандалы на меня снизошло двоякое ощущение малости человека и его величия — образ песчинки и целой вселенной. Мулатантра — одна из моих любимых практик, но в этот раз до нее не дошло, сказался бессонный христианский день и ночь. После ужина в этот день состоялось путешествие в нижние миры. Там меня ждали с подарками и совершенно обольстительными предложениями. Такое было впервые. Я устояла.
Параллельная программа ночного бдения с бубнами у костра вписалась в общий контекст. Было все: бытие как соучастие, качание невидимой силы из звуков бубнов и голосов. Песня лилась сама. Головы здесь не было.
Заключительный день был соткан весь из разных практик: дыхание спина к спине (из левой Тантры), Космос тела, после которых все зажило, затрепетало, захотелось жить, жить и жить. Мелькнула мысль — что будет, если еще неделю таких практик?! Потом последовали путешествие в верхние миры и углехождение…
Углехождение было завершающей интегрирующей практикой всех Духовных странствий. Как верно подметил 9-летний Жанат про угли: «Это лекарство». И оно возвратило к телу, к земле, к тому, как по ней ходишь и что от нее получаешь.
Лагерь складывался быстро, намного быстрее, чем ставился — надо было возвращаться в свои дома, отношения, связи. Дух живет в теле, а тело — в социуме, поэтому цели были поставлены, амулеты заряжены, силы направлены…
И прямо сейчас над местом проведения Духовных странствий также, как и до них, все дует горный ветер: утром из ущелья, вечером в ущелье. Дыхание жизни.
До встречи!