Балинтовская группа для психологов и психотерапевтов

Международная академия Психологических Наук начинает работу Балинтовской группы для психологов и психотерапевтов!

Майкл и Энид Балинт были психоаналитиками, которые начали проводить семинары для врачей общей практики (семейных врачей) в Лондоне в 1950-х годах.

Цель была в помощи врачам в анализе психологических аспектов проблем их пациентов, а так же в анализе проблем врачей, вызванных пациентами. Работа фокусировалась на отношениях врач-пациент: в чём их смысл, как их можно успешно использовать, и почему они часто разваливаются из-за того, что врач и пациент не могут понять друг друга.

Балинты много путешествовали по Европе и в нескольких странах появились такие группы. Были организованы Балинтовские общества для стимулирования появления новых групп, и в 1972 году обществами Британии, Франции, Бельгии, Голландии и Западной Германии была образована Международная Балинтовская федерация.

Встречи будут регулярными.

Стоимость участия — 5 000 тнг.

Предварительная запись обязательна!

Купить участие в группе

Балинтовская группа для психологов и психотерапевтов
по средам в 16:00 один раз в две недели
5.000 

Продолжительность 1,5-2 часа.
По средам в 16:00 один раз в две недели.

Описание процесса работы Балинтовской группы

Один из участников группы предлагает случай из практики, который вызвал затруднения, удивление или почему-то запомнился. Рассказ ведётся по памяти без предварительной подготовки, т.к. для анализа не менее важно, что «забывает» сказать рассказчик. Хорошо если рассказчик описывает реакции и поведение пациента/клиента, свои эмоции, мысли или ожидания в большей степени, чем клиническую часть случая. После короткого рассказа (5 -15 минут) рассказчик формулирует «запрос», который должен касаться коммуникации с пациентом/клиентом (что происходило, уточнение эмоционального состояния, ожиданий врача/психолога или пациента/клиента…). Запрос может касаться, на первый взгляд, совершенно не существенных вещей. Я помню очень продуктивное обсуждение случая, в котором запрос звучал так: «Почему я так много смеялась в этом случае?».

После формулировки «запроса» участники группы могут обменяться впечатлениями и задать вопросы, которые прояснят для них необходимые для ответа на запрос моменты.

Лидер Балинтовской группы следит, чтобы вопросов было не чересчур много, и они не слишком «разогревали» рассказчика и группу. Когда ситуация достаточно уточнена, он просит рассказчика немного выдвинуться из круга, расслабиться и послушать, что участники группы чувствуют и думают по поводу коммуникации, сложившейся в обсуждаемом случае. Приветствуются любые фантазии, образы, метафоры и символы. Любая фантазия или ассоциация может быть подспорьем в понимании неосознанной составляющей коммуникации. Здесь нет правильных интерпретаций, а есть множественность восприятия ситуации. Это позволяет рассказчику взглянуть на свой случай со стороны и увидеть ранее невидимое, то, что находилось в «слепых пятнах» или было «прикрыто» психологической защитой и понять, почему этот пациент/клиент вызывал затруднения или удивление. Совсем необязательно, чтобы все фантазии в группе казались рассказчику «правильными». Может быть, как раз то, что вызывает сейчас самый сильный протест, потом и окажется наиболее точным объяснением происшедшего.

После круга фантазий и их обсуждения, рассказчик «возвращается в круг» и делится своими переживаниями и мыслями, возникшими в процессе обсуждения.

Последний круг даёт возможность участникам поделиться тем, что им дало это обсуждение, что для них значил этот случай.

Цель работы Балинтовских групп

Улучшить понимание проблем пациента и сложностей коммуникации с ним, но не поиск решений. Поэтому члены группы поощряются к высказыванию предположений, гипотез, версий. Разрешаются вопросы, уточняющие отношения и чувства. Советы, указания, оценки, поучения не допускаются. (Поскольку группа не занимается «поиском единственно верного решения», поиском истины, в ней не должно быть борьбы, подавления чужих мнений, критики, ожесточенных споров и т. д. Все точки зрения равноправны и одинаково приемлемы, если высказаны корректно.)

Желательные характеристики Балинтовских групп

  • Группа является постоянно действующей, регулярно проводящей свои сессии. (Под руководством Балинта группа встречалась еженедельно в течение нескольких лет, хотя в наше время осуществить это сложно.)
  • Группа закрыта, насколько это возможно.
  • В большой группе есть ко-лидер. (Врач, психоаналитик или психолог.)

Отличия Балинтовских групп от других форм работы

Работа Балинтовской группы направлена на:

  • «исследование» эмоциональной и бессознательной части технологии работы врача
  • осознание её;
  • безопасность работы врача или психолога (восстановление, защита, предупреждение профессионального стресса и выгорания).

Балинтовская группа не занимается:

  • дидактическим обучением,
  • оценкой работы и личности специалиста,
  • оптимизацией и методической организацией знаний и технологий, психотерапией участников.

Объектами работы Балинтовской группы являются: коммуникация, эмоции, чувства, иррациональные идеи и установки, психологические защиты, переносы, контрпереносы, ожидания, смысл.

Балинтовская группа не занимается: решением проблем пациента или врача, алгоритмами диагностики, лечения или курации, анализом знаний врача или психолога.

Инструментами Балинтовской работы являются: ассоциации, фантазии, аналогии, анализ защит и переносов, эмоциональная поддержка.

В Балинтовской группе запрещены: оценки, советы, решение клинических проблем, обмен профессиональными знаниями.

В Балинтовской группе приветствуется полифония точек зрения и обсуждение, направленное на поиск новых смыслов в отношениях и новых взглядов на коммуникацию.

В Балинтовской группе не ведётся поиск единственно правильного решения. В Балинтовской группе не используется: генерализация, обобщение и употребление терминов (всё это считается избеганием контакта с эмоциями и смыслами, возникающими «здесь и сейчас» в процессе Балинтовской работы).

Результаты работы в Балинтовской группе

Личностные:

  • Улучшение восприятия и понимания коммуникации с клиентом/пациентом.
  • Осознание терапевтической значимости межличностных отношений и их границ.
  • Расширение репертуара коммуникативных стереотипов.
  • Осознание собственных «слепых пятен», психологических защит, переносов и контрпереносов.
  • Защита от «эмоционального выгорания».
  • Уменьшение существующих симптомов «эмоционального выгорания».
  • Личностный рост.
Поделиться материалом
2 Комментариев (-ия)
  1. Мира

    Здравствуйте ! Кто лидер в БГ ?

    1. Администратор

      Здравствуйте, Мира!
      Лидер БГ Кузубова Мария, Директор Международной Академии Психологических Наук.

Оставить комментарий